- КАПЕЛЛА
- , Придворная певческая ведет свое начало от московского придв. хора церковных певцов (15 в.), называвшихся Государевыми певчими дьяками (См.). К концу XVII в. количество их достигало 70 человек. Во главе их стоял уставщик. При господстве строчного пения (См.) певчие побирались только из взрослых и делились на вершников, нижников, путников и демественников, со введением же партесного пения на дискантов, альтов, теноров и басов. Хор Петра В. в 1713 был переведен в СПБ., куда впоследствии выписывались еще из Москвы и др. городов патриаршие и архиерейские певчие, благодаря чему этот хор был многочисленным (до 60 чел.) и славился голосами. По смерти Петра В. почти все эти певчие были возвращены на свои прежние места; в Придворном же хоре, как он стал называться, осталось человек 15. Так было до Анны Иоанновны, когда состав придворных певчих стал пополняться. Их стали также привлекать к участию в оперных представлениях. Золотое время к. (название "к." возникло в конце 18 в.) наступило при первом ее директоре Бортнянском, улучшившем материальное положение к-ы и поднявшем ее художественное значение. Директору к. были предоставлены права единственного в России цензора дух.-музыкальных сочинений; только с его разрешения можно было получить звание регента. Директором после Бортнянского был с 1825 Ф. П. Львов, затем его сын А. Ф. Львов (18371861), еще более упрочивший славу к. и особенно расширивший издательскую деятельность ее по отношению к переложениям древних церковных мелодий. После Львова во главе к. стояли Н. И. Бахметев, (18611883), М. А. Балакирев (18831895), А. С. Аренский (18951901) и с 1901 С. В. Смоленский. При к. существует музык. школа, преобразованная в 1884 в регентские классы с обширной программой музыкальных предметов и с правом окончивших на звание регента и учителя церковного пения (См. Балакирев, Дьяки певчие). (П).
Музыкальный словарь Римана. - Москва, Лейпциг. Г. Риман, Ю.Д. Энгель. 1904.